<..>
А вот как Рерих описывает фигурки, обнаруженные на озере Мстино:
«No1. Некоторая часть головки отломана; ясно, что она не выступала в виде отчетливого закругления... Кремень серый. Фигурка обработана, видно, из тонкого ножичка, и потому задняя часть совершенно плоская и слегка вогнутая; края ретушированы и здесь...
No2. Фигурка из серого кремня (изображение женское). Обратная сторона гладкая, слегка вогнутая, почти не ретушированная, лицевая — очень выпуклая, без граней. Правая нога преднамеренно уменьшена, голова целая.
No3 Фигурка из кремня желтоватого тона, тонкая. Обратная сторона гладкая, передняя без граней.
Поломок нет».
Находки человеческих фигурок на озерах Пирос и Мстино указывали на присутствие тяги к творчеству даже у человека каменного века, на существование искусства и в то далекое время. Н.К. Рерих утверждал: «Понимать каменный век как дикую некультурность — будет ошибкою неосведомленности. <...> В дошедших до нас страницах камня нет звериной примитивности. В них чувствуем особую, слишком далекую от нас культуру».(58)
Источники:
58 - Малая рериховская библиотека. Н.К. Рерих. Об искусстве. М., 2005. Стр. 29 (Очерк «Радость искусству») |